play this keyboard





















progressive labels

pearls from the past



















jethro tull



FANTASY

Одна из многочисленных британских групп, не добившихся успеха и выброшенных за дверь записывающими компаниями, потерявшими надежду загрести денег, ежели вдруг группа станет популярной. Сегодня коллекционеры отстегивают по несколько сотен $$$ за пластинки FANTASY, которые в свое время шли на переплавку, так как их никто не покупал: слава мира непостоянна и поступь ее нетороплива.

Группа базировалась в Gravesend, где выступала с начала 1970 г. под именем "Chapel Farm", по названию строения, где один из друзей предоставил им место для репетиций. Ядро группы составляли:
Dave Metcalfe (keyboards)
Paul Lawrence (guitar/vocals)
Dave Read (bass)
плюс
Brian Chatham (drums)
Bob Vann (guitar)

Поначалу группа играла чужие вещи, затем пошли в ход свои. Стилистически ранний этап творчества Chapel Farm представлял собой тяжелый звук в духе Blind Faith - Deep Purple.

Однажды, когда группа находилась в отеле в Cliftonville в ходе турне в рамках конкурса Melody Maker, произлшла трагедия. Bob Vann упал с обрыва, прогуливаясь по побережью. Его нашли внизу на берегу и он умер по дороге в больницу. В тот день ему исполнилось 18 лет.

Несмотря на несчастье, группа решает продолжить деятельность - хотя бы в память о погибшем друге. Ему будет посвящена композиция "The Award" на первом альбоме группы. Место гитариста занимает Pete James, на смену ушедшего Brian Chatham приходит Jon Webster из местной группы Joy, и группа продолжает работать под новым именем Firequeen, поддерживая такие составы как Edgar Broughton Band и Pink Fairies. Разослав демо-записи по различным фирмам, Firequeen удостоилась внимания Polydor Records, однако условием контракта им поставили смену названия. Причиной было то, что "Вы не похожи на Firequeen (=королева огня), к тому же это слишком напоминает "Queen", а "Chapel Farm" наводит на мысль о кантри". Polydor предложил им имя Fantasy.
Собственно, никакого выбора у нас не было,- вспоминает Dave Metcalfe, - и мы ненавидели это новое название всю нашу карьеру, однако в чем-то они были правы, потому что новое имя вполне соответствовало той музыке, которую мы играли.
В итоге весной 1973 года FANTASY подписывает контракт на 3 года с Polydor и начинает работать с продюссером Peter Sames. Предпологалось записать альбом, который бы понравился поклонникам Genesis и Caravan, если они его услышат. Для Polydor'a, у которого тогда хорошо шли дела со Slade, музыка Fantasy была чужда и музыкантов не особо доставали назойливым менеджментом.
"Paint A Picture" (рабочее название "Virgin On The Ridiculous") вышел осенью, однако публика осталась равнодушной к альбому и у группы возникли проблемы с концертной деятельностью.

Когда в июле 1974 года группа собралась в студии для работы над новым альбомом, настроение было бодрым.
Dave Metcalfe вспоминает: "С момента, когда мы вошли в студию, мы были абсолютно уверены, что у нас есть альбом, знаменующий большой шаг вперед. К несчастью, атмосфера не была благоприятной, в том числе с продюссером, который был на 100% против."
Polydor отверг альбом, Dave Metcalfe ушел, группа понемногу развалилась.

В 1990х годах выходят долгожданные переиздания альбомов FANTASY, включая прежде неизданный материал, и все любители хорошей музыки наконец получают возможность услышать эту незаслуженно забытую команду. Кто-то из критиков включил "Paint a picture" в тройку самых ярких прогрессивных альбомов истории. Я лично не вижу причин спорить с этим мнением. Так что выключайте свой гудящий агрегат, от которого портится зрение и рассыпаются зубы и идите искать этот альбом. Вам воздастся.

Paint a Picture, ©1973

Paint a picture
Circus
The Award (for Bob)
Politely Insane    (Real Audio)*
Widow
Icy Rider
Thank Christ
Young Man's Fortune
Gnome Song
Silent Mime
 

Beyond and Beyond, ©1974

Intro
Beyond and Beyond
Reality
Alanderie
Afterthought
Worried Man
Just a Dream
Winter Rose
Church Clock

Vivariatum (Неизданный материал 1970-1976)

Fire-Fire
Vacuum
Low Love
I was Once Aware
Fantasy Moods
Angel
Alone
Afterthough

Сингл: Politaly Insane/I Was Once Aware (1973)

 
Дмитрий Шумаков

 


COMUS

Comus - античный бог пьяного веселья, сын Бахуса и Кирки, олицетворявшийся одетым в белое юношей с факелом в руке. Он подстерегал путников и искушал их испить волшебной жидкости, которая наполняла жертв вихрем животных страстей. Джон Мильтон в 1637 году написал одноименную маску.

Как и ряд других британских групп конца 60х, COMUS был примечен и "пошел в народ" благодаря участию David'a Bowie. Именно он настоял на включении их в состав участников своего шоу в London's Purcell Rooms, что и стало отправной точкой карьеры группы. Однако на дворе был конец 1969 года, у самого Bowie хватало забот с собственной карьерой и его помощь тем и ограничилась. Тем не менее на COMUS обратили внимание люди из агенства Red Bus, которые и организовали группе контракт с лэйблом Dawn, прогрессивным подразделением Pye Records.

К началу 1971 года ситуация выглядела довольно многообещающей. В активе был готовый альбом, дожидавшийся релиза. В начале года группа появилось в серии передач "Субботний крнцерт" на Radio One и в музыкальной прессе стали появляться маленькие анонсы на тему "кометы Comus". Чтобы подготовить почву для издания альбома, группа обосновалась в Marquee и, когда маленькие анонсы разрослись до полустраничных размеров, группа впустила макси-сингл с композицией Diana плюс пара вещей, не удостоенных появиться на альбоме - In the Lost Queen's Eyes и Winter is a Coloured Bird.

Тогда-то и появились первые признаки того, что дела могут пойти далеко не так хорошо, как хотелось бы. Penny Valentine, одна из журналистов, знающих COMUS по шоу David'a Bowie в Purcell Rooms, оказалась единственным критиком, побеспокоившимся написать ревю на этот сингл - и она не была впечатлена. -Я должна признаться, что не смогла осилить первую дорожку, которая звучит как нечто между бешеной версией хора ведьм из "Макбет" и Марком Боланом, придавленным до смерти, - таков был ее обескураживающий приговор в журнале Sounds.

First Utterance, ©1971

-Diana (Pearson)
-The Herald (Goring-Hellaby-Wootton)
-Drip Drip (Wootton)   (Real Audio)*
-Song To Comus (Wootton)
-The Bite (Wootton)   (Real Audio)*
-Bitten (Hellaby-Pearson)
-The Prisoner (Wootton)

Glen Goring: 6-12 string guit, electr and slide guit, hand drums, voc
Andy Hellaby: Fender bass, slide bass, voc
Colin Pearson: violin, viola
Roger Wootton: ac guit, lead voc
Rob Young: flute, oboe, hand drums
Bobbie Watson: voc, perc

Большинство рецензий, появившихся после выхода альбома, были в том же духе:
"Трудно придумать, как продать подобный сорт музыки" (Record Retailer) "Это звучит как T. Rex на скорости 94 оборота в минуту" (Record Mirror) и т.п.

1971 год был нелегким годом для Великобритании. Инфляция, забастовки промышленных рабочих и почтовых служащих - все это оказало отрицательное влияние и на сферу музыкального бизнеса. Тщательно продуманные рекламные компании проваливались, отлаженная система заказов пластинок магазинами была ввергнута в хаос, составление чартов альбомов было парализовано. Как пишет Fraser Massey в аннотации к переизданию альбома на CD, "покупающая пластинки публика не была заинтересована. В это время ее, должно быть, не было дома - она покупала пластинки Дэвида Боуи"...

Провал First Utterance не мог не повлиять на музыкальную концепцию группы. 3 года прошло, прежде чем вышел их второй и последний альбом - и он был уже совсем другим... Достаточно сказать, что он вышел на Virgin Records - лэйбле, хоть и имеющем репутацию "прогрессивного", но занимавшемся прежде всего наиболее коммерческой ветвью жанра.

To Keep From Crying, ©1974

-Down (like a movie star)
-Touch down
-Waves and caves
-Figure in your dreams
-Children of the universe   (Real Audio)*
-So long Supernova
-Perpetual motion
-Panophany
-Get yourself a man -To keep from crying
-After the dream

Roger Wooton: voc, guit
Bobbie Watson: voc, recorder, percu
Keith Hale: piano, organ, elec piano, synth, marimbas
Andy Hellaby: bass, auto harp, efects, tape music
Gordon Coxon: drums, percu
also featured
Lindsay Cooper (Henri Cow): bassoon
Didier Malherbe (Gong): tenor sax
Phil Barry: bongos
Tim Kramer (Esperanto): cello

Субъективно:
Забудьте все критические высказывания в адрес First Utterance, приведенные выше, и послушайте этот альбом. Если уж говорить о "прогрессивной" музыке, прогрессивнее найти трудно. Ничего близкого по звуку я припомнить не могу - разве что наиболее агрессивные вещи на первом альбоме Spirogyra, да некоторые движения в ту же сторону на пластинках Catapilla и Curved Air. Роскошный инструментальный арсенал - преимущественно аккустический: гитарная вакханалия, скрипичные нервы от первой до последней вещи, контраст истеричного мужского вокала (Roger Wooton) и заоблачного женского (Bobbie Watson). Нетривиальная лирика - от некроэротической Drip Drip до мрачной готики The Bite ("блок поднимается - он вытягивается под веревкой на его шее; они тянут блок и христианин падает - он висит над своим грехом"). Вообще весь альбом пронизан духом эротики и безумия - а последнее, как известно, нередко соседствует с гениальностью.

Второй альбом группы To Keep From Crying гораздо ближе к "правильному" рафинированному фолк/артроку и за исключением пары вещей (Down - a la Family и Children of the universe - слушайте аудио фрагмент) в основном напоминает по стилю The Herald - самую элегантную и "причесанную" композицию с First Utterance - только, увы, уже без скрипки. Неудивительно - изменился лэйбл, изменился продюссер, изменились времена... Участие в записи таких фигур как Lindsay Cooper (Henry Cow), Didier Malherbe (Gong), Keith Hale (будующий участник Hawkwind) не меняет ситуацию - не то чтобы этот альбом был плох, будь он единственным, я бы даже его рекомендовал послушать, но в свете существования First Utterance... В общем, второй их альбом вполне можно пропустить.

Рейтинг:
First Utterance - 10/10
To Keep From Crying - 6/10

 
Дмитрий Шумаков

 


Архив раздела

  • Caravan
  • The Strawbs
  • Group 1850
  • Pierre Henry
  • High Tide
  • Second Hand
  • Catapilla
  • Arzachel  

    на первую страницу | новости | все русскоязычные прог-страницы
    нерусскоязычные прог-страницы | тексты | литература | архетипы | экзотика | лэйблы | перловка
    современный прог-рок | доска объявлений и обсуждений | конференция прог-клуба | чат
    jethro tull
     


  • идея клуба: Илья Козлов     дизайн: Дмитрий Шумаков © 2000